Кафедра маркетинга,экономики предприятий и организаций


История кафедры


Кафедра маркетинга, экономики предприятий и организаций опирается на историю двух старейших кафедр факультета экономики и менеджмента: кафедры маркетинга и кафедры экономики и управления на предприятии.

Исторические корни кафедры маркетинга ведут на кафедру планирования промышленности. В 1989 г. ряд преподавателей: профессоры Б.Л. Бенцман, В.М. Ларин, М.Е. Кунявский, доценты Е.А. Ромаев, Н.С. Яшин, П.Н. Косицин составили ядро вновь организованной кафедры Хозяйственного механизма и эффективности производства". Заведующим был избран Виктор Михайлович Ларин. В 1995 г. была переименована в кафедру "Организация предпринимательской деятельности". В июне 1997 года Ученым Советом университета была утверждена кафедра маркетинга, ее заведующим стал Михаил Ефимович Кунявский, который возглавлял ее более 10 лет. Именно под руководством Кунявского М.Е. были сформированы основные ориентиры и принципы подготовки маркетологов. Начиная с 1999 г., когда был осуществлен первый выпуск маркетологов, кафедра подготовила более 500 специалистов в данной области.

Кафедра экономики и управления на предприятии была образована 16 мая 1995 года на основании выданной Министерством образования и науки РФ лицензии на право осуществления образовательной деятельности по специальности «Экономика и управление на предприятии (в пищевой промышленности)» специализации «Стратегическое планирование на предприятии».

У истоков создания кафедры стояла Антонина Михайловна Сухорукова – профессор, доктор экономических наук, которая вплоть до 2012 г. была ее бессменной заведующей. А.М. Сухорукова не только сыграла ключевую роль в формировании и развитии кафедры экономики и управления на предприятии, но также при ее непосредственном участии происходило становление молодых преподавателей, формировались их научные интересы и взгляды.

Кафедра сегодня

Состав кафедры:

- 11 профессоров

- 9 доцентов

- преподавателя

Кафедра интенсивно занимается научно-практической работой в области маркетингового анализа товарных рынков; бизнес-планирования; маркетингового планирования, контроллинга и аудита предприятий, разработки стратегии развития промышленности на основе формирования её конкурентных преимуществ, совершенствования организационно-экономического механизма реструктуризации промышленных предприятий и др.

Проблематика, входящая в область научных и практических интересов кафедры маркетинга, экономики предприятий и организаций: основные проблемы, тенденции и перспективы развития В2С- и В2В-рынков; диверсификация производства; анализ хозяйственных процессов в условиях неравновесной рыночной среды; взаимодействие субъектов предпринимательской среды; маркетинг отношений; поведение потребителей; маркетинг услуг; методология развития бизнес-процессов и бизнес-планирования; методологические основы стратегического и операционного маркетинга; управление маркетинговой деятельностью; методы и технологии проведения маркетинговых исследований; оценка деятельности конкурентов, ее использование в маркетинговой политике компании; бенчмаркинг; развитие дистрибьюторских и дилерских сетей реализации продукции, оптовые и розничные сети, стратегия социально-экономического развития предприятий в новой институциональной среде, управление ростом фирмы, теоретические и методические вопросы внутрифирменного планирования промышленного предприятия, контроллинг в системе стоимостно-ориентированного управления, стратегия технико-технологического развития отраслей промышленности, совершенствование механизма управления экономической безопасностью предприятий реального сектора экономики, развитие интеграционных процессов в отраслях промышленности и др.

Сотрудниками кафедры разработаны методики аудита маркетинговой деятельности предприятий различных форм собственности и сфер деятельности и рекомендации по совершенствованию маркетинговой деятельности по ключевым направлениям: исследование конкурентов; изучение потребительского поведения; представление товаров на рынке; внедрение нового товара на рынок и др.

Сотрудники кафедры систематически проходят курсы повышения квалификации, принимают участие в научно-практических конференциях и круглых столах по самым различным экономическим проблематикам.

Результаты исследований использованы при изучении процесса развития и функционирования производственно-предпринимательских структур в промышленности; в методических рекомендациях по совершенствованию их деятельности; при подготовке и совершенствовании учебных курсов и публикации внутривузовских учебных изданий по предметам: "Маркетнг", "Организация предпринимательской деятельности", "Маркетинговые исследования", "Конкуренция и конкурентоспособность", "Эффективность маркетинговой деятельности", "Экономика предприятия", "Планирование на предприятии", "Стратегическое планирование на предприятии", "Оперативно-производственное-планирование на предприятии", "Бизнес-планирование на предприятии", "Финансовое планирование на предприятии".

На кафедре читаются следующие дисциплины: товароведение и экспертиза потребительских товаров; логистика; коммерческая логистика; организационно-предпринимательские структуры; финансовая деятельность фирм; стратегический маркетинг; организация и методика маркетинговой деятельности; эффективность маркетинговой деятельности; маркетинговые исследования; поведение потребителей; рекламная деятельность; маркетинговые коммуникации; связи с общественностью; маркетинг в отраслях и сферах деятельности; организация предпринимательской деятельности; прикладной маркетинг; конкуренция и конкурентоспособность; маркетинговая деятельность на предприятиях малого и среднего бизнеса; организация и планирование посреднической деятельности; организация и управление предпринимательской деятельности в регионе; коммерческое товароведение и экспертиза; маркетинг, основы коммерческой деятельности; управление запасами; экономика предприятия; экономика недвижимости; планирование на предприятии; стратегическое планирование на предприятии; оперативно-производственное планирование на предприятии; государственное регулирование деятельности на предприятии; бизнес-планирование на предприятии; финансовое планирование на предприятии; управление затратами на предприятии, управление персоналом, управление производством на предприятии; управление качеством на предприятии; основы организации производства на предприятии; логистика на предприятии; организация бюджетирования на предприятии; управление рисками; управление инвестиционно-инновационными процессами; контроллинг в системе управления предприятием. По всем дисциплинам подготовлено методическое обеспечение: программы, методические указания для проведения практических занятий, тематика дипломных и курсовых работ, программы производственной и преддипломной практики, тексты лекций, экзаменационные вопросы для очной и заочной форм обучения, деловые игры.

Кафедра маркетинга, экономики предприятий и организаций ведет набор и выпуск студентов, в рамках двухуровневой системы высшего образования, по следующим направлениям подготовки и профилю (с дальнейшим присвоением академической степени бакалавра).

 Направление 
подготовки      
Профиль 
подготовки
          
 Форма обучения                Вступительные испытания (ЕГЭ)                   
МенеджментМаркетинг

Очная
Заочная

Математика
Обществознание
Русский язык
ЭкономикаЭкономика предприятий и организацийОчная
Заочная
Математика 
Обществознание
Русский язык
ЭкономикаОбщийОчная
Заочная
Математика
Обществознание
Русский язык

* По очной форме обучения:   
- 4,0 года - на базе среднего (полного) общего образования
- 3,0 года - на базе среднего профессионального образования, соответствующего направлению подготовки

В соответствии с направлением подготовки, выпускники кафедры могут работать:

«Менеджмент» (бакалавриат), профиль «Маркетинг»: маркетологами, маркетинговыми аналитиками, менеджерами по распределению и мерчендайзингу, специалистами по маркетинговым исследованиям, руководителями специализированных отделов и направлений и др. на предприятиях различных отраслей промышленности и строительства, в торговле и сфере услуг, в финансовых компаниях и образовательных учреждениях и в других организациях производственной, коммерческой и некоммерческой сфер деятельности.

Степень бакалавра или диплом специалиста дает право на поступление в магистратуру. На кафедре маркетинга, экономики предприятий и организаций" реализуются магистерские программы "Маркетинг", "Управление продажами организации", "Антикризисное бизнес-регулирование" в рамках направления "Менеджмент" и "Экономика коммерческой организации" в рамках на правления "Экономика" (с дальнейшим присвоением академической степени магистра.


Направление   
подготовки  
Магистерская 
программа
    
Форма и сроки 
обучения  
 Вступительные 
испытания  
МенеджментМаркетингОчная (2,0 года)Тестирование по 
дисциплине "Менеджмент"
Управление продажами организацииОчно-заочная (2,5 года)Тестирование по дисциплине "Менеджмент"
Антикризисное бизнес-регулированиеОчная (2 года), Очно-заочная (2,5 года)Тестирование по дисциплинам "Микроэкономика", "Макроэкономика"
ЭкономикаЭкономика коммерческой организацииОчная (2 года), Очно-заочная (2,5 года)Тестирование по дисциплинам 
"Микроэкономика",
"Макроэкономика"

Степень магистра дает право на поступление в аспирантуру при кафедре, являющейся третьей ступенью образования.

В настоящее время, все большее количество российских предпринимателей приходят к осознанию необходимости развития маркетингоориентированного бизнеса. Многие предприятия предпринимают шаги к тому, чтобы реорганизовать или создать вновь систему маркетинга предприятия, а для того, чтобы эта система работала эффективно, нужны грамотные, отлично подготовленные специалисты в сфере маркетинга, логистики и коммерции.

Такие специалисты способны провести детальное исследование рынка, определить потенциал различных групп потребителей, оценить возможности компании и конкурентные преимущества, а также организовать эффективную логистическую систему, новую маркетинговую стратегию. Четкое знание принципов маркетинга, логистики и коммерции позволяют выпускнику целесообразно распределять и назначать ответственных за выполнение производственных и коммерческих функций, наделять их полномочиями и ресурсами, определять критерии оценки эффективности их работы и ответственность.

Широкая дифференциация маркетинговых и коммерческих функций привела к тому, что стали возникать новые направления этой области деятельности, такие как маркетинговый аналитик, бренд-менеджер, специалист по маркетинговым коммуникациям и логистики, менеджеры по распределению и мерчандайзингу, специалисты по ценообразованию и т.д.

Широкий набор фундаментальных знаний в области экономической теории, финансов, ценообразования, статистики, прогнозирования и менеджмента позволяют выпускникам данных профилей осуществлять эффективные действия организационно-управленческого характера, что является определяющим обстоятельством, так как менеджер, ответственный за маркетинг, является вторым после генерального директора человеком в управляющей команде предприятия.

Сбалансированная программа подготовки, высокая квалификация преподавательского состава кафедры дают возможность получения студентами исчерпывающих теоретико-практических знаний в области организации и управления предпринимательскими структурами. Одновременно, программа подготовки специалистов по перечисленным профилям предусматривает изучение студентами комплекса финансовых и управленческих дисциплин, что приводит к расширению системы профессиональных знаний и навыков. 

В настоящее время выпускники кафедры маркетинга, экономики предприятий и организаций работают в различных отраслях экономики: на предприятиях промышленности и строительства, в торговле и сфере услуг, в банковских учреждениях и страховых компаниях и в других организациях производственной и коммерческой сфер деятельности. Многие стали успешными предпринимателями.

В настоящее время кафедру возглавляет Миронов Максим Георгиевич, доктор экономических наук, доцент.


Адрес: 410003, г. Саратов, ул. Радищева, 89, каб. 315, 316

Телефон: +7 (845-2) 211-723, внутр.: 1-34, 2-34,2-40

Электронный адрес: kafedra_mepio@ssea.runnet.ru