КАК ПОТРЕБИТЕЛЮ НЕ ОШИБИТЬСЯ С ВЫБОРОМ ФИНАНСОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

КАК ПОТРЕБИТЕЛЮ НЕ ОШИБИТЬСЯ С ВЫБОРОМ ФИНАНСОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Современные финансовые рынки в последнее время коренным образом меняются, становясь все более сложными, диверсифицированными и рискованными. Одним из основных участников финансового рынка является потребитель финансовых услуг (гражданин), цель которого состоит в удовлетворении исключительно собственных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Другой стороной данных взаимоотношений являются финансовые организации, каждая из которых имеет свои особенности деятельности. Потребители могут взаимодействовать с финансовыми организациями только на условиях, предложенных последними. Финансовые организации предоставляют потребителям возможность размещать денежные средства на платной основе или получать их во временное личное пользование под определенный процент. Такие услуги предоставляют кредитные, страховые, микрофинансовые организации, негосударственные пенсионные фонды, управляющие компании, занимающиеся организацией и управлением паевых инвестиционных фондов (ПИФов), организации, осуществляющие профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг. Если предлагаемые условия не устраивают потребителя, он обращается в другую финансовую организацию. Существующие правила, предусмотренные законодательством Российской Федерации, предполагают безусловное право потребителя на получение полной информации о финансовой организации и ее деятельности. Но как воспользоваться таким правом, как правильно выбрать финансовую организацию, максимально обеспечив собственную безопасность? Для этого потребителю важно не только ориентироваться в разнообразии видов финансовых продуктов и услуг, предлагаемых финансовыми организациями. Важно сделать правильный выбор самой финансовой организации, убедиться в том, что она осуществляет свою деятельность на законных основаниях, прежде чем потребитель приобретет у нее определенную услугу или продукт, заключив соответствующий договор. Для этого, в целях устранения информационной ассиметрии и дисбаланса, когда поставщики финансовых услуг обладают большим объемом информации, чем их потребители, Банк России, стоящий на страже защиты прав потребителей финансовых услуг, предоставляет возможность расширения их информированности. Для того чтобы убедиться в законности функционирования той или иной финансовой организации, необходимо совершить следующие действия: - выйти на официальный сайт Банка России http://www.cbr.ru/; - перейти по ссылке: «Проверить участника финансового рынка» http://www.cbr.ru/links/fmp_check, где вниманию пользователя будут представлены два поисковых окна: 1) «Справочник кредитных организаций (банков)», в котором по наименованию или регистрационному номеру (номеру лицензии) потребитель, введя в предлагаемом поисковом окне соответствующее название кредитной организации, может «найти» любую из них. По результатам поиска потребителю будет представлен список кредитных организаций, в том числе с похожим названием, в котором также указан регистрационный номер и адрес кредитной организации. Выбрав интересующий банк, потребитель получает возможность узнать статус кредитной организации, адреса филиалов, типы имеющихся у него лицензий, ознакомиться с полной отчетностью кредитной организации, включая годовую отчетность, а также с аудиторским заключением независимого аудитора о достоверности отчетности данного банка. Потребителю необходимо убедиться является ли данная кредитная организация действующей. В Примечании указывается информация о том, включена ли данная кредитная организация в систему страхования вкладов, или лицензия на совершение банковских операций находится в стадии оформления, т.е. лицензии пока банк не имеет. Если у банка лицензия отозвана или аннулирована, или если кредитная организация уже ликвидирована, потребителю сразу же будет представлена соответствующая информация. Если же кредитная организация является действующей, то будет представлен полный перечень раскрываемой отчетности данной кредитной организации за несколько лет. Затем, перейдя по гиперссылке, потребитель получает более полную информацию об интересующей его кредитной организации, включая номера телефонов, размер уставного капитала, подлинники всех видов лицензий, дающих право на совершение банковских операций, сведения об эмиссии и эквайринге банковских карт, полную отчетность банка, информацию о наименованиях, регистрационных номерах, фактическом месте нахождения филиалов данной кредитной организации, а также о ее представительствах, что очень важно, в связи с тем, что часто потребители приобретают финансовые услуги, обращаясь именно в филиалы кредитных организаций в других городах. Полезными также для принятия потребителем решения будут раскрываемые сведения о лицах, под контролем или значительным влиянием которых находится кредитная организация, кто конкретно в банке принимает решения или может на них повлиять, кто именно является акционерами или участниками банка, а значит, определяет его политику и направления деятельности на финансовом рынке. 2) «Справочник участников финансового рынка» дает возможность поиска по наименованию, ИНН, ОГРН, фамилии, имени, отчеству. Здесь потребителю раскрывается информация о микрофинансовых организациях, страховых и управляющих компаниях, негосударственных пенсионных фондах, профессиональных участниках рынка ценных бумаг. Достаточно ввести любой из требуемых для поиска реквизитов, чтобы получить более подробные сведения об организации, включая юридический адрес, номера телефонов, виды лицензий, дающих право на осуществление соответствующей деятельности (по лицензируемым видам деятельности) или сведения о включении в соответствующий Реестр (по нелицензируемым видам деятельности), ведущийся Банком России, информацию о принятых ЦБ РФ решениях в отношении того или иного субъекта финансового рынка, которые, безусловно, необходимы для потребителя при принятии им решения о приобретении определенной финансовой услуги соответствующей финансовой организации. При этом если результаты поиска участника финансового рынка покажут отсутствие у Банка России данных по этой организации, это, непременно, должно насторожить потребителя и уберечь его от опрометчивого шага воспользоваться финансовыми услугами данного субъекта. Потребитель финансовых услуг действительно рискует и может попасть в достаточно неприятную ситуацию, связанную с денежными потерями. Однако, несмотря на то, что права потребителей находятся под государственной защитой Банка России, Роспотребнадзора, со стороны потребителей необходимы и самостоятельные шаги и собственное желание в части повышения уровня финансовой грамотности, что позволит им обеспечить собственную безопасность и минимизировать возможные риски.
« Вернуться к списку новостей